село Кахабросо

Гимры

Гимры- (авар. Генуб— административный центр Сельсовета «Гимринский», второе по величине село  в Унцукульском районе Дагестана. Родовое село двух легендарных имамов Дагестана Газимагомеда (1795—1832) и Шамиля (1797—1871), некогда служившее заветной туристской «меккой» Кавказа.

Селение включает в себя два населенных пункта: пос. Гимры и хутор Кваритлух (Южный портал ГАДТ).

Название Гимры, по-аварски Генуб, произошло от слова «гени» — груша. Говорят, что несколько веков назад здесь был сплошной лес, а начиная от местности, где сейчас находится старая часть аула, тянулась грушевая роща. Гимры на кумыкском звучит как Гьамри, отсюда и нынешнее русское название — Гимры.

География

Село расположено в уникальном и красивом ущелье, которое со всех сторон окружают высокие скалы Гимринского хребта. Внизу течет река Аварское Койсу, дающая влагу богатым гимринским садам. С Буйнакском и Махачкалой  связано Гимринским автодорожным тоннелем открытую после реконструкции 2 октября 2012 года. Через село проходит дорога республиканского значения Гимры-Чирката.

Археологические данные подтверждают, что на этом месте предки нынешних гимринцев жили ещё 1000 лет назад, а современному селу более 500 лет.

Профессор Расул Магомедов считал, что Гимры были столицей древнего государства Хумраджа, которое называлось Ас-Сарир. Но позднее историк, Тимур Айтберов доказал, что Гимры не являлось столицей этого государства. В связи с этим историки не стали обширно рассматривать и изучать историю этого села, год основания его остается неизвестным и по сей день.

Село Гимры сыграл значительную роль в истории народов Дагестана, Кавказа  и России. Здесь родились два имама Дагестана — Газимагомед и Шамиль, первый из которых объединил горцев наставлениями шариата, идеями независимости, свободы и равенства, а второй три десятилетия энергично вёл священную войну за эти идеи.

Климат в Гимрах очень благоприятен для сельского хозяйства, и земля тут плодородная: поэтому везде сады, в которых выращивают персики, груши, хурму, виноград и абрикосы.

Сады снискали славу аулу Гимры ещё в глубокой древности. За фруктовыми деревьями здесь ухаживают, как за своими детьми. Фрукты — основной источник дохода.

Тут участки не возделывают, а строят, превращая подножие гор в ступенчатые пирамиды с абрикосами и хурмой. Ещё в 1848 г. Н. Данилевский писал, «…в Аварском ханстве горцы приносили землю на голые скалы и, цепляясь по оным как серны, сеяли по нескольку пригорошень проса».

Гимринцы — люди трудолюбивые. Выдающийся дагестанский ученый Расул Магомедов писал о гимринцах: «За гимринцами установилась репутация исключительно трудолюбивых людей. Даже в Унцукуле с его ремесленными традициями и традиционным трудолюбием о гимринца    издавна говорили уважительным юмором: „Дайте гимринцу досыта поесть — и он готов прорыть любую гору“».

В Гимрах расположены:

Ирганайская ГЭС, вторая по мощности ГЭС (после Чиркейской) на Северном Кавказе. Фруктово-консервный завод ООО «Генуб».

Гимры отличается богатой историей, многообразием исторических и природных объектов, самобытными традициями и уникальными природно-климатическими ресурсами. На Гимринской территории можно любоваться:

Чудесными памятниками природы - самым глубоким в мире Сулакским каньоном, особо охраняемым государственным лесохозяйством в местности  Бузна, местом слияния рек Андийского Койсу с Аварским Койсу и образования самой крупной дагестанской реки Сулак; республиканским природным заповедником «Теснина «Эхо»»; водопадом «Чвахукь»;  камнем «Аздагьо» (ГуругамачI); большим разнообразием скальных и горных силуэтов; пещерой «КIудияб нохъо» (Большая пещера) внутри села, с множеством пещер в его окрестностях; другими памятниками.

«Раем для горных туристов» - обилием скал и изрезанностью рельефа. Перепад высот на территории с. Гимры составляет около 1500 метров. Обилием солнца и нехарактерной для других дагестанских территорий жарой в летние месяцы.

Дом в котором жил Гамзат Цадаса

Наличием прекрасных уголков природы и рекреационных зон, хвойных и смешанных лесов, целебных ресурсов, богатой и интересной фауны и флоры.

Памятником трудолюбию гимринцев, оригинальным «музеем горно-долинного садоводства» - многовековыми террасными садами, созданными исключительно ручным трудом и применением самых экологичных  агротехнологий.  Самыми разнообразными фруктами и ягодами, в том числе субтропическими – хурмой, инжиром, гранатом, киви, мушмулой и другими.

Местами,  связанными со сражениями и героями Кавказской войны, как с горской, так и с царской стороны: имамами –Газимухамадом,  Хамзат-бегом, Шамилем, многочисленными их сподвижниками, шейхами Мухамадом Ярагским иДжамалудином Казикумухским, многими известными учеными того периода, дядей Шамиля Бартиханом и другими героями-гимринцами, царскими генералами – Ермоловым (на Гимринском хребте), Розеном,  Клюгенау, Ивеличем, Граббе, Евдокимовым и другими, наместником Кавказа Михаилом Романовым и другими.

Местами сражений, связанными с Гражданской войной в Дагестане, Нажмудином Гоцинским, Махачом Дахадаевым и другими участниками событий тех лет.

Мечетями, медресе, зияратами, кладбищами, другими объектами для паломничества, местами связанными с именами гимринских ученых-алимов, шейхом Раджабилавом Абдулой-Хаджи.

Архитектурными, культурно-историческими памятниками села, объектами материальной культуры.

Гимринским филиалом Дагестанского Государственного объединенного историко-археологического музея – краеведческим музеем села Гимры. Музеем- кузницей Салихилава – сподвижника Шамиля. Домами: имама Газимухамада, имама Шамиля, шейха Раджабилава Абдула-Хаджи, шейха Магомеда Ярагского. Домом, где, будучи дибиром, жил Гамзат Цадаса в с. Гимры. Местом учебы молодых Газимухамада и Шамиля. Объектами, связанными с именами: основоположника прозы на аварском языке и языках народов Дагестана и Северного Кавказа Хасанилава Гимринского; арабо-язычных поэтов Мухамаднура и Маккашарипа; известного борца национального стиля Магомеда Синезуба; аварского поэта Аминатил Мухамада; военного атташе России в Японии, начальника Андийского округа, полковника Джамалудина Шамилева (Ханивал Жамалудин); начальника Аварского округа, полковника Шамсул-Вары Раштанова и других личностей.

Уникальным памятником прошлого и действующим общественным обрядово-гигиеническим и лечебно-оздоровительным объектом «КъулгIа», которое именуется каждым на свой лад: молельной, холодными банями, местом отдыха и т.д.

Народно-хозяйственными объектами и объектами соцкультбыта, среди которых особо значимы: Гимринский автодорожный тоннель со службой обслуживания и сейсмической лабораторией, станционный узел и здание Ирганайской ГЭС, водохранилище Чиркейской ГЭС, малый транспортный тоннель, речной причал, мост через Аварское Койсу и другие объекты.

 Достопримечательности:

Гимринская башня. Оборонительная башня в окрестностях села. В этом месте погиб первый имам Дагестана Газимухаммад 17 октября 1832 в ходе Кавказской войны

«Гимринский Сангар» — место гибели 1-го имама Дагестана Газимухаммада (в 2 км к востоку от села).

Памятник имамам Дагестана и Чечни и их мюридам (в центре села).

Холодная летняя баня для мужчин, построенная шейхом Накшбандийского тариката Абдуллой-хаджи Гимринским.

Мечеть и медресе в котором учились имамы Дагестана Шамиль и Гази-Мухаммад.

Гимринский исторический музей.

Исламское медресе.

Гимринский  автодорожный тоннель

 Гимринцы за рубежом

Уроженцы села Гимры есть и в Турции. Это потомки тех гимринцев, кто переехал в Турцию столетия назад. Гюмюшхаджикёй в течение трехсот лет назывался Гемари в связи с тем, что там проживает очень много гимринцев. Одна из наиболее известных потомков гимринцев в Турции — Бану Авар.

В селе функционируют:

Гимринская средняя общеобразовательная школа

Гимринская поселковая средняя общеобразовательная школа им. Имама Шамиля

Дом администрации

Дом культуры

Почта

Детский сад

Музей

Открытая волейбольная площадка

Футбольное поле

Гимринская Участковая больница

Исламская библиотека

Две медресе

Шесть мечетей.

                    Гимры.

 Вон Гимры, вон, в садах зеленых!

Былых годов воскресла быль.

В одной из этих саклей голых

Когда-то был рождён Шамиль!

По тесным улицам когда-то

Ходил в мечеть Кази-Мулла.

Убийцы ханов - тень Гамзата

Не раз бродила... Крик: Аллах!

Не раз в ауле раздавался,

И кровь не раз лилась рекой.

Войны кровавой век промчался

И над аулом мир, покой.

И лишь старик на годекане

В кругу джигитов молодых

Речь поведет, и, как в тумане

Предстанет день годов былых.

Но солнце мира тени гонит,

И, вместо брани, - мирный труд.

Одна Койсу шумит и стонет:

Покоя скалы не дают.

                             Николай Залётный

                                                         ГИМРЫ

                           (Д.Трунов из книги «По аулам Дагестана»)

С интересом направился я в с. Гимры. Сопровождали меня в поездке председатель райисполкома М. Абдурахманов и инспектор районе Ахмед Магомедов.

Природа в Гимринском ущелье чудесная — кругом хвойные леса, прохлада. До сих пор там довольно много диких животных — кабанов, медведей.

В самом селении, впрочем, бывает жарко — до +50° на солнце. Жарко было и в тот день, когда я прибыл в аул. Гимринцы говорили, что сильно страдают от жары дети. Зато эта «парниковая» атмосфера жаркого ущелья, очевидно, благоприятна для фруктов. Даже в Унцукульском районе, славящемся своим садоводством, гимринские фрукты считаются лучшими.

За гимринцами установилась репутация исключительно трудолюбивых людей. Даже в Унцукуле с его ремесленными традициями и традиционным трудолюбием о гимринцах издавна говорили с уважительным юмором: «Дайте гимринцу досыта поесть — и он готов прорыть любую гору».

В койсубулинских селениях еще помнят старую пословицу: «Один гимринец, пятнадцать унцукульцев, пятьдесят ирганайцев равноценны по труду».

До революции пригодных для пашни земель было мало. Хлеб гимринцы покупали на плоскости в обмен на фрукты. Гимринец отправлялся в дорогу, обязательно нагрузив на своего осла мешок яблок, орехов, груш, кураги или персиков. Плоды обменивались на пшеницу.

Дух равенства и уважения к человеку без различия национальностей считается издавна присущим гимринцам. Я на себе ощутил атмосферу дружелюбия, царящую в селении. Позже, беседуя с сельчанами, я узнал, что при заключении брака в Гимрах давно отброшены старые предрассудки,— родственные связи установились у них с кумыками,, лакцами, даргинцами и представителями других национальностей.

Примечательно, что в селении Гимры девушки в большем почете, чем мальчики и парни. Издавна принято, что всю тяжелую работу выполняют мужчины. Эта традиция дает себя знать до сих пор: и в колхозе, и в индивидуальном хозяйстве женщинам поручается сравнительно легкая работа (уборка фруктов и т. п.). В сильную жару женщин по возможности освобождают от выхода на работу в поле и в садах. Такого уважительного, бережного отношения к женщине, как в Гимрах, я не встречал в других местах Дагестана.

Вот один из гимринских обычаев: жених, выбравший себе невесту, должен заготовить для ее дома запас дров на целую зиму. Он должен сделать это сам или позвать на помощь друзей.

Легенда о происхождении с. Гимры гласит, что в прошлом здесь был сплошной лес. Лишь начиная от местности Ростаник тянулась грушевая роща. Здесь и поселились охотники, давшие начало селению Гену (по аварски «гену» — груша. Отсюда аварское название Гимров — Генуб, буквально «в грушах»).

Селение делится на кварталы, имеющие свои названия: Омарил гох — квартал назван так потому, что некий Омар когда-то собрал здесь много дикого винограда: Ицуавал — название дано из-за родника; Хаджиавал — по имени Хаджи; Ростаник — буквально «за сеном»; Тарад авал—«дальний квартал»; Аха-авал — «нижний квартал»; Гохгутль — «на двух холмах». Тухумное деление не соответствовало расселению по кварталам.

Гимринское кладбище необычно. Я бывал на многих кладбищах Дагестана, но гимринские памятники отдаленно напомнили мне скорее статуи острова Пасхи: это каменные стелы с выступающей наверху вперед склоненной головой, обращенной в сторону Кыблы (т. е. Мекки). Надписей на стелах нет.

Гимры — былой оплот феодализма и религиозной ортодоксальности. Современные гимринцы — это жизнерадостные, общительные люди. Не заметил я здесь и следов былого интереса к религии или склонности к консерватизму.

Я выступал в селении с обзором событий международной и внутренней жизни страны. Присутствовало около 200 сельчан. Как и во всех дагестанских селениях, слушатели радовались успехам нашей внешней и внутренней политики, живо интересовались новостями, особенно освоением космоса. Часть вопросов, заданных мне, относилась к движению Шамиля, в особенности к современной научной оценке этого движения.

Обойдя Гимры, я убедился, что гимринцы сохранили многие достопримечательности своего прошлого. Я побывал в домике  первого имама Гази-Магомеда, сына Исмаила. Совсем недавно   умер хозяин домика Хайбулла — прямой потомок первого   имама. Нас встретила его жена Хадижат Захра.

Посетил я и дом Шамиля, который был подарен им односельчанину Гусейн-Гаджи. В момент моего посещения в доме жил внук последнего — Базарганов. На гимринском кладбище я   видел   могилу Денга-Магомы — отца Шамиля. Побывал и в мавзолее Гази-Магомеда.

За аулом есть узкое, неприступное со всех сторон ущелье — лишь одна тропинка ведет в сторону Буйнакска. Я побывал в одном месте этого ущелья, называемом Сангаратлук. Именно здесь вел свой последний бой Гази-Магомед и был тяжело ранен Шамиль. До сих пор сохранились остатки завалов, развалины укрепления (башни?) со следами бойниц.

В Гимрах, как и следовало ожидать, сохранилось множество преданий о Шамиле. Однако гимринские предания об имаме отличаются не только своей многочисленностью, но и оттенком своего отношения к Шамилю. Он для гимринцев прежде всего — односельчанин. Этим объясняется и исключительно большое количество преданий о детстве Шамиля.

В Гимрах считают, что Шамиль родился здесь в 1798 году. Его отец — гимринец Денга-Магома, мать Баху-Меседу, дочь Пирбудаг-бека из с. Ашильта.

Шамиль учился во многих селениях. В Ирганае считают, что сам Шамиль признавал своим первым учителем ирганайца Гитинав-Магомед-Хаджи. Здесь мне рассказали о его учебе в Танусе и Кудатле, где он был муталимом в медресе.

Много сохранилось преданий о ловкости и силе Шамиля в отрочестве и юности. Говорят, что лишь одного человека Шамиль не мог победить в единоборстве, когда учился в медресе, — это был Капчилав из Кудатля,

Другое гимринское предание гласит, что некогда в стену мечети вбивали колышек, на который вешали шапку. Надо было с разбега сбить ее ногой. В этом соревновании Шамиль превзошел всех своих сверстников. Тогда с помощью лестницы колышек прибили у самого верха стены и, повесив шапку, предложили Шамилю попробовать снова. Шамиль сумел, разогнавшись, взбежать вверх по стене и сбить шапку.

В аварских районах до сих пор известна песня -плач ханши Паху-Бике о гибели ее сыновей, убитых по приказу Гамзат-бека, где она обвиняет в их гибели гимринцев. Отрывок из нее мне удалось записать, привожу его здесь:

Меседул кинида куцарав Булач

Кин кIварав ле Гинал гIуруй виччазе!

В золотой колыбели воспитанного

Булача как могли вы, Гимринцы, бросить в реку?

 

Шамиль был избран имамом на горе Арак-меэр, в местности Гортлокал. Сюда прибыли ученые и почитаемые люди: Абдулла из Ашильты, Курбан-Магомед из Чиркея, Сайд из Игали, Худайнатиль из Гоцатля, Газияу-Дибир из Караты, Сурхай из Коло.

В Гимрах наибом Шамиля сначала был Ибрагим, сын Бартихана, павшего в Ахульго. Бартихан был дядей Шамиля. После него наибом был Доногол Магома из Гоцо.

В 1964 году, когда я был в Гимрах, там ожидались большие перемены: велось строительство восьмикилометрового водопровода, подводилась электролиния из Буйнакска. Уже работали хороший новый клуб, библиотека, пекарня, медпункт, зимняя баня, летняя купальня. Работала стационарная киноустановка. Строительство Чиркейской ГЭС совершенно изменило облик Гимров.

368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2016 www.fatiha.ru

بسم الله الرحمن الرحيم

بسم الله الرحمن الرحيم

 ПАМЯТНЫЕ МЕСТА  ۝  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ۝  ЗИЯРАТЫ