село Кахабросо

История селения Ирганай

 

 Cел. Ирганай, Унцукульского района РД расположено на берегу водохранилища Ирганайской ГЭС в 18 километрах от районного центра с. Унцукуль. С северной стороны села проходит Гимринский хребет, на востоке находится гора Зуберха, на западе – гора Шугиб.

История Ирганая своими корнями уходит в глубочайшую древность. Ирганайская долина была заселена людьми с эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Здесь были найдены склепы эпохи бронзы. В эпоху средней бронзы у населения Северо-восточного Кавказа был распространен такой ритуал, как использование огня в погребальном обряде. Он встречается в могильных склепах, найденных в Ирганае. Эти были большие склепы, построенные из больших  тесаных камней правильной формы с высотой полтора метра и длиной два метра. Сверху склепы закрывали огромные плоские каменные плиты с массой несколько тонн. Внутрь склепа оставляли вход сверху, сбоку плиты. В могильнике выявлены специальные камеры для разжигания погребальных костров и остатки угля и золы. Данный обычай был довольно распространённым в древности. Почитания огня было связано с определёнными представлениями древних людей о его магической, очистительной силе.

С. Ирганай – один из древнейших поселений, из некогда бывших городов. По данным археологии Ирганай был заселён в III-II тысячелетию до н.э. На рубеже нашей эры Ирганай входил в состав Кавказской Албании.

В III веке н.э. Сасанидский Иран захватывает Албанию, а позднее укрепляется в районах Дербентского прохода. После 488 г., в царствование армянского царя Вачагана III, Ирганай снова вошёл в состав  Албанского государства. После распада Албании в Иране в начале III века н.э. к власти новая династия сасанидов. Они приступили к завоеванию соседних областей. Огромный интерес для Ирана представлял Восточный Кавказ и Прикаспий, не только в экономическом отношении, но и,  особенно, стратегическим своим положением. Сасаниды прилагали большие усилия, чтобы утвердиться здесь. Для этой цели они возводят тут многочисленные и грандиозные по масштабам крепостные сооружения.

В это время и был построен город – крепость Ирхан (Арган), на месте прежднего поселения, персидским падишахом Исфандияром, сыном Гуштабса. Ирхан – это древнее название Ирганая.

Правители Персии Кавад I и особенно его сын Хосров I Ануширван (531 – 579) строят многочисленные укрепления. Всего – 360 укреплений. Самый главный из этих крепостей Дербенд. Также Ануширван восстановил крепости Ирхан, Самандар и Баланджар, построенные Исфандияром.

Отец Ануширвана Кавад (Кубад) имел постоянные споры и войны с хазарским каганом, поэтому решил построить крепостной вал, чтобы защититься от хазар.

Легенда гласит, что на том месте, где Кавад и Ануширван построили Дербентскую стену, раньше, в свое время, по указанию ангела Джабраила построил крепостной вал сам Искандер Зулкарнайн. Кубад распорядился раскопать место расположения той стены, и она обнаружилась, эта стена была занесена песком. Кубад (Кавад) в один год с помощью своих войск подправил сломанные места. В разных местах стены он распорядился установить железные ворота. У стены Искандера построили великий город и назвали его Дербенд. Когда он привёл  это укрепление в полное совершенство, то начал строить новую стену с южной стороны.

После того, как обе стены были завершены и укреплены, со стороны Хазар не могло быть больше ущерба и вреда. Укрепив стены, Кавад ушёл в г. Мадан (стар. Ктесифон на реке Тигр. С 266 г. – столица Сасанидов.

Впоследствии – Багдад), оставив в Дербенде своего сына – царевича Ануширвана, с большим количеством войск для охраны города.

В историческом произведении «Дербенд-наме» говорится следующее: Ануширван получил разрешение от отца Кубада строить города. Он построил по одному городу на каждом манзиле вплоть до самого Ирхана (Ирhана)  Ихран (Yhran) является троном (тахт) эмира Гельбаха. Вплоть до Ихрана, где находился трон Гельбаха, образовали 7 областей (марзнанств).

В этих областях крепости строил до Ануширвана падишах по имени Исфендияр, который назначил туда правителей из своей семьи.

Ануширван, не доверяя местным людям, заселяет этот край надёжными людьми, близкими к царскому двору и тем  самым защищался от различных враждебных племён. Жителей окрестностей Ирхана (Аргана) являлись переселенцами из Хорасана. Это было племя «Лутан», поэтому правителя Иргана называли Лутан-шахом. После того, как персидский шах Ануширван вручил ему одежду, флаг и герб с изображением слона Ирханского правителя стали называть Филан-шахом. Филан — по персидски означает слон.

В Ирхане восседал на золотом троне сепахсалар (военачальник) из семьи Исфандияра. Территория земель Гельбахской области простиралась от города  Балоси (Бахли) на берегу Сулака до Кадара и Гюмри (ныне Каякент).

До сих пор, когда произносится слово Ирхани, добавляется слово «Бахли-Кадар». Видимо, обозначаются границы княжества.

Однако академик З.М. Буниятов подтверждает: «Аграном (Играном) называлась вся Авария. Также называлось и княжество с столицей в Иргане. Золотой трон Ирханского сенахсалара (военачальник) Исфандияра называется «Сахиб-ас-Серир». Позже, когда хазары захватили крепость «Ихран», столица Сахиб-ас Серира переместилась в Хумрадж (Хунзах).

Правителю Ирхана должны были подчиниться крепости Сухраб (около Кизляра), Большой Маджар, Малый Маджар, Шехри-татар, Джулад, Кейван, которые находились на равнине. Залежи золотой руды и залежи серебряной руды, находящиеся на Тереке принадлежали правителю Ирхана.

В самой Ирхане находился медный рудник. Горячие ключи целебной Гельбахской воды принадлежали Ирхану. Теперь Ирхан называют столицей (пайтахт). Арабы, однако, называют его «Хатем ал Джабалы», (перевод — печать гор).

Река Аварское Койсу, которая протекала перед Ирганаем, тогда называлась «Ирганчай».

Вот, что пишет знаменитый историк М.А. Казенбек  в своих комментариях произведения Дербенд-наме: «Через Ихран протекает большая река «Ирганчай». Она протекает через Гельбах. Теперь её называют Койсу. Все реки, вытекающие из Гюржистана протекают через него. На этой реке Исфандияр построил город под названием Балхи. Правитель Балха стал известен как Эндирей.

В VII век н.э. на Кавказ вторглись Хазары. Ануширван укрылся в крепости Дербенд. Города Семендер, Беленджер, Ирхан, Анджи, Балхи, Гельбах и другие остались без защиты персидских войск и хазарский каган отвоевал их. Крепости построенные Ануширванам от Дербенда до Дарялского ущелья достались кагану. Границы Хазарского Каганата достигли Дербента. Захватить Дербент хазари не смогли. Хазарское войско насчитывало 300 тыс. человек.

Оставшись без поддержки персидской армии, ирханцы отступили в Хумрадж (Хунзах), перенесли туда золотой трон, укрепили город и объявили Хунзах столицей Сахиб-ас-Сарира.

Войска кагана находились в Гельбахе и в Ирхане. Некогда обладающая большими территориями Ирхан потерял своё былое величие. Теперь Ирхан располагался в границах между рекой Аварское Койсу на юге, Гимринским хребтом на севере, тесниной, где сейчас находится платина Ирганайской ГЭС на западе и горы Зуберха на востоке.

Султаном Иргана стал старший брат кагана Арифхан, сын Амирхана, сын Туруравбека, сына Сарисанфаш-шаха, сына Кадирфаш-хана, сына Кавтар шаха, сына Адахшаха.

Столицей хазарского каганата стал Семендер. Ирган всё ещё остаётся центральным городом — резиденцией Арифхана, где насчитывалось 9999 домов.

Теперь в состав города — государства входили  11 селений:

1.     Кушамата

2.     Занта

3.     Шугиб

4.     Хъерехъу

5.     Учаиб

6.     Арцалиб

7.     Аракан

8.     Кудутль

9.     Ма´миз

10. Квазиниб

11. Хужрабахъ

Жители всех вышеупомянутых сёл давали харадж (дань) правителю Иргана.

Султан Ирхана Арифхан зимой жил в Ирганае, а летом перебирался в крепость Рихьуни, что находилась около Ма´миза на горе Шишилик.

Из Ирхана до Ма´миза была  широкая столбовая дорога, проложенная ещё царём Албании Вачеб III. Арифхан восстановил эту дорогу и перегонял по ней свои многочисленные стада буйволов, коров,  овец и коз.  Всё лето эти стада содержались на горе Шишилик, вокруг крепости Ма´миз. К зиме стада возвращались обратно в Ирхан. Пасли эти стада жители Ма´миза, которые являлись райятами (слугами) султана Иргана. Оттуда Арифхан направлялся через крепость Хиркас (совр. Аркас) к Хазарскому морю, в Семендер, к своему младшему брату, хазарскому кагану  Вярботу[1]. Возвращался домой Арифхан с наступлением холодов. Его сопроваждала его личная гвардия, составляющая 300 всадников на конях белоснежной масти. Хазарский каган (царь) очень уважал своего старшего брата Арифхана, и ничего не предпринимал без его разрешения.

В начале VII века н.э. Аравийский Халифат начал распространять религию ислам и покорять другие государства.

В 642 году Арабскиие полководцы Абдурахман ибн Раби и Салман захватили Дербент. В 654 году они с четырёх тысячной армией подошли к Семендеру и сразились с огромным хазарским войском, насчитывающим сотни тысяч воинов. Братья Абдурахман и Салман ибн Раби пали шахидами за веру в этом сражении. Хазары отстояли свою столицу. В бою хазары потеряли 90 тыс. воинов.

Хазари оставили погибших шахидов не похороненными. И в это время началась великая засуха на земле хазарской. Солнце нещадно палило, все растения и травы высохли, сгорели посевы, испарились пруды, засохли ручьи и родники. За это народ хазаров с жалобой обратился к кагану.

Хазары могли убить своего царя за природные катаклизмы, так как считали его чуть ли не божеством, и царь должен был регулировать все природные явления. Но каганы были из тех, кто тайком приняли веру «избранных»  - иудаизм, а простой хазарский народ были язычниками.

Каган тайно обратился к иудейским священникам. Священники обмыли тела Салмана и Абдурахмана согласно мусульманским канонам, завернули в саван и уложив в деревянные гробы, похоронили. Как только тела были преданы земле, пошёл сильный проливной дождь, который не прекращался до тех пор, пока земля не насытилась влагой. После этого тела Салмана и Абдурахмана хазары стали использовать как средства для вызова дождя, предметами магии, и они стали   объектами поклонения с обеих сторон.

В 732 году арабский полководец Маслама предпринял новый поход на дагестанские земли. Он захватил Дербент, сын царя хазаров Пашенек (Башанки) сбежал на север.

Вот так описывает это событие автор Дербенд-кале Мухаммад Абваби Акташи ал Эндирей (лист 12 а): - «Сын хакана (Башенек) с некоторым количеством кафиров прибыл в сою крепость Анджи, взял там провизию и ушёл в Эндирей, сенахсаларом которого был Гельбах; и в Балх, правитель которого – Эндирей, и крепость Сурхаб, а правитель его _Мусхаб; и в Малый Маджар, а правиль его – Батрас».

Башенек приказал: - «Повинуйтесь приказаниям Гельбаха – правителя Ихрана. Если тот сильный враг (т.е. мусульманское войско) придёт в эту сторону, собирайтесь все в Ирхане и, объединившись, ведите бой (с врагом). Но запрещается (идти туда) правителям большого Маджара и Шехривам, и (вы) в Ихране ведите войну с мусульманами.

Ихран был издревле троном (тахт) падишаха, известного по имени Исфендияр ибн Гуштабс. Кто бы ни становился правителем (лист 126 б) правители вышеупомянутых городов должны подчиниться ему».

Мусульмане захватили Табасаран, Хайдак, Тарки, Анджи и подошли к Ирхану (Бахли-Хадару). Здесь скопились неверующие из Авара и из других мест. По вере жители Иргана были некоторые коптами, иудеями, христианами и язычниками, хотя за те 90 лет с тех пор, как арабы появились в Дагестане (с 642 г. – 732 г.) некоторые жители уже успели ознакомиться с исламом через людей занимающихся даъватом.

Мусульманские войска окружили Кадар и вступили в сражение. Но Кадар не сдавался. Мусульмане осадили Кадар и отправили своих людей в Индию за ядовитой травой. Пока эти люди дошли до Индии и вернулись обратно Кадар держался стойко. Когда вернулись послы, арабы смещали ядовитую траву в горячую пищу. Пока пища варилась, мусульмане послали к кадарцами своего шпиона, якобы сбежавшего к кафирам.

Шпион рассказал о «бедственном» положении мусульман, как среди них возникли большие разногласия, и что они хотят уйти.

Поверив шпиону, защитники крепость открыли ворота города и напали на мусульман. Мусульмане обратились в ложное бегство. Неверующие набросились на еду, смешанную с ядом. Все, кто пробовали еду, пали мёртвыми. И погибло таким образом 7734 человека. В тот день мусульмане захватили Хадар (Кадар), а неверные отступили в Хиркас (совр. с. Аркас Буйнакского района) Аркас являлся хорошо укреплённой крепостью.

Мусульманское войско подошло к Хиркасу. Начались бои, продолжавшиеся целую неделю. Селение были захвачено, кроме одного укрепления верхнего квартала села, где укрылись их эмиры «таватилал» и «арнаухал».

Мусульмане в течении двух месяцев держали в осаде этот укреплённый квартал. Наконец, когда защитники укрепления обессилили от голода и жажды арабы захватили квартал.

Легенда гласит: «Арабы приставляли к горлам изнеможённых защитников крепости свои мечи и говорили: - «Скажи – Ла иллагьа илаллагь». А в ответ аркасцы плевали им в лицо. Тогда арабы водили мечом по шее и резали им горла.

Шагьадат произнесли несколько человек. Их оставили в живых. По некоторым данным, арабы от злобы убили даже тех, кто произнёс шахаду.

Затем остатки войск кагана собрались в Ирхане. Их было недостаточно, чтоб разгромить мусульманское войско, поэтому войско кагана не захотело вступить в бесполезное сражение с мусульманами. Тогда эмиры Иргана решили применить насилие в отношении своего войска. Но войско взбунтовало, напало на своих эмиров царского происхождения и убили их. Жители Иргана приняли ислам и послали своих делегатов к мусульманам. В ущелье «Бухнаб» ирханское войско объединилось с мусульманским войсками. Султан Ирхана сбежал в Гельбах. Мусульманское войско отправилась вниз по реке Аварское Койсу за сбежавшим правителем.

Тем временем султан Ирхана с войском неверных из Гельбаха уже поджидал мусульман у села Ахатль.

Произошло сражение, в ходе которого мусульмане разбили войско кафиров. Султана Ирхана убили и труп бросили в реку. Вот так ирханцы приняли ислам.

В 80 г. XIV в. хан Тимур (Тамерлан) вторгся на Кавказ. В 1387 году у реки Самур Тимур сразился с золотоордынским ханом Тохтамышем и выиграл битву. Ширван и Кайтаг покорились Тимуру. Затем Тимур направляется к Тереку, где и состоялось в 1395 году решающее сражение между Тимуром и Тохтамышем. Тимур разбил армию Тохтамыша. Тохтамыш сбежал на север, а его военачальник Утурку сбежал в горы.

По сведениям некоторых историков Утурку сбежал в Ирхан.

Чеченский историк Я. Ахмадов пишет, что после захвата Осетии и Балкарии Тимур пошёл в область «Ирхан», «Иркувун» (где скрывался чингизид Утурку).

Профессор Магомедов Р.М. пишет, что Тимур встретив ожесточённое сопротивление жителей с. Иргунун, высадился в соседнее село Балахуни. И поясняет дальше, что Иргунун – это с. Аргвани Гумбетовского района. Но от села Аргвани до села Балахани целых 100 км., а от Балахани до Ирганая рукой падать. Если Тимур переправился через реку Сулак у села Ахатль и пришёл к Балахани, где войска сделали остановку, то Иргунун должен быть Ирган. Но более точных и достоверных сведений о пребывании Тимура в Ирганае нет. Но то, что от некогда огромного (по меркам того времени) города остался всего лишь жалкий дагестанский аул с несколькими дворами, наводит на размышления.

Среди завоевателей хромой Тимур отличался особой жестокостью и бесчеловечностью. Из отрубленных голов он строил пирамиды, а из выколотых человеческих глаз – холмы. Взятые города он равнял с землёй, вспахивал и засеивал ячменем.

После нашествия Тимура на территории разрозненной и ослабленной Аварии зарождаются новые политические образования – вольные общества.

  Высшим законодательным органом в вольном обществе являлось народное собрание. Управление общиной, как и вольным обществом осуществлялось кадием, которым выбирался советом старейшин на один год. Кадий мог переизбираться и на новый срок. Совет старейшин имел все верховные полномочия и заменял собой народное собрание. Наряду с выборным правителем, совет выдвигал военного предводителя, назначал судей, казначея, мангушей и т.д.

К этому времени жители сёл Рихуни, Хереху, Хужрабах, Шугиб, Зонта переселились в главное село – Иргани. А жители сёл Ма¢миз, Арцалиб, Казиниб спустились в село Аракан. Причиной переселения жителей этих сёл было неблагоприятные природные условия для выращивания кукурузы на тех землях. Эти сёла располагались высоко, где холодно и кукуруза там не прижилась.

Как известно, мореплаватель Христофор Колумб привёз из Америки кукурузу, картофель, помидор и табак, которых не было в Евразии и других частях света. В Ирганай кукурузу привезли из Цора (Джаго-Белокан). Поэтому её назвали Ц1ороса ролъ (пшено из Цора). Пока кукуруза не дошла до Ирганая жители сеяли пшеницу, рожь и ячмень.

В местности Цанта, под горой Наккил меэр находилось село Кудутль, где было 86 домов. Однажды ночью, после ливня, на село обрушились оползень и сель. Погибли все жители, кроме 6 кудутлинцев, гостившихся в ту ночь в Ирганае. Эти были охотники, возвращающие из охоты домой, и остановившие на ночлег в Ирганае. Потом шестеро этих охотников вернулись в лес «Чурчир», где ранее охотились и обосновались там, так как в лесу было очень много дичи. Со временем к ним примкнулись люди с разных сторон и там образовалось новое село Кудутль, которое входит в состав Гергебильского района.

Жители с.Кушмата, где сейчас расположен посёлок Шамилькала, перебрались  на противоположный берег реки Аварское Койсу спасаясь от чумы. Когда в Ирганае началась чума они бросив свои жилища, быстро переправились через реку. Там они основали село Онсокули (Унцукуль).

Во времена Кавказской войны ирганайцы были на стороне имамов Гази Магомеда, Гамзата и Шамиля.

Но на заре газавата ирганайцы, не веря в успех борьбы горцев против русского царя, не хотели вступить в войну. Но и были сторонники шариата. В те времена в Ирганае жил выдающийся алим и мударис Хаджи Мухаммад Ирганайский (1789=1870), известный как учитель имамов. В своё время у него учились будущие имамы.

Хаджи Мухаммад был одним из редких муалимов, у которых не было противоречий с имамами. Он известен под разными именами: Хаджи Мухаммад, КудиявДибир (Большой Дибир), Мухаммад-Кадий, Хаджи  Мухаммад кадий, Мухаммад дибир и Хаджи Мухаммад дибир.

С первых дней Хаджи Мухаммад поддержал шариат и пользовался особой симпатией имамов. С ним они советовались постоянно. Благодаря почтеннейшему имаму   ирганайцы стали опорой для всех трёх имамов. Не случаен тот факт, что для своего пребывания, после Гимры и Агачкалы имам Газимагомед избрал Ирганай. Аул стал одной из столиц имамата. В то время учитель имамов был кадием села Ирганай и  активным участником освободительной войны горцев. Члены его семьи тоже всемерно поддерживали имамов.

Хаджи Мухаммад был представителем прекрасной династии ирганайских алимов и кадиев.

Родословная Хаджи Мухаммада Ирганайского: Хаджи Мухаммад ал кады аль Иргани,  Ибн Мухаммад кады, ибн Давуд кады, ибн Хаджи Мухаммад кады, ибн Мухаммад кади, ибн Муса кады, ибн Давуд, ибн Хаджи Мухаммад, ибн Хаджи Муса аль Иргани.

Все перечисленные лица – алимы, среди которых были и кадии и хаджи. Сыновья Хаджи Мухаммада тоже были алимами, а дочь – женой имама Гамзата.

Умер Хаджи Мухаммад приблизительно в 1870 году. Похоронен в с.Ирганай на старом кладбище.

 Судьбы детей Хаджи Мухаммада дибира сложились по разному. Сын Мухаммад погиб в бою, произошедшем в шатре, в лагере имама Гамзата на берегу речки Тобот. В кровавой войне, возникшей во время переговоров между хунзахскими делегатами, сторонниками Баху-бике и мюридами имама Гамзата, Абу Нуцал  хан выстрелил из пистолета в Магомеда, сына Хаджи-Мухаммада. В этом бою также погиб брат имама Гамзата – Мурадбег, ирганаец Мухаммад сын Алхаса и другие храбрые мюриды.

С хунзахской стороны погибли сыновья ханши Абу  Нуцал хан, Умахан, Нурмагомед кади и остальные  вельможи хунзахцев.

Сын Хаджи Мухаммада Иса, который был наибом в Ирганае, после окончания Кавказской войны, был призван в русскую армию во время русско-турецкой войны 1977-1878 гг.

Узнав, что Газимухаммад паша, сын имама Шамиля формирует войск против русских, перебежал на сторону своего земляка, воевал вместе с ним и погиб в битве за крепость Карс.

 Когда Гамзатбег сын Али-Искандера из Гоцатля стал имамом, тот тоже избрал Ирганай столицей  Имамата. В августе 1833 года, после нескольких дней осады Гамзат взял Ирганай и казнил тех ирганайцев, которых были против шариата.

Здесь Гамзатбег женился на дочери Хаджи Мухаммада дибира и стал управлять отсюда Имаматом. Однако, вскоре имам захотел управлять имаматом из Хунзаха. Зять Хаджи Мухаммад стал его уговаривать не ехать в Хунзах, так как там жили кровные враги имама, от которых можно было ожидать чего угодно. Но Гамзат ослушался и переехал в Хунзах, где вскоре был убит в Хунзахской мечети Османом, братом Хаджи Мурата.

Когда имамом стал Шамиль, он назначил ирганайцев защищать дорогу проходящую от Темирхан-Шуры  в Хунзах. Эта дорога шла от Темирхан-Шуры вверх на гимринский хребет, оттуда вниз по речке Бурани, которой протекала перед Ирганаем. В местности Болъодах, что находится на южном склоне гимринского хребта, где берёт начало речка Бурани, русские построили на высокой скале крепость под названием «Бурундук», чтобы держать под контролем  эту дорогу.

Ирганайцы напротив этой крепости вырыли окопы и сделали кое-какие укрепления.

Между ирганайцами и русскими постоянно происходила ружейная перестрелка. Ирганайцы не пускали русских вниз из крепости.

Тем временем русские проложили дорогу из Темирхан-Шуры до Бурундука, по которой могли ехать телеги с артиллерией, и прибыли на помощь к своим. По прибытии в крепость, русские открыли пушечный огонь по укреплениям ирганайцев, у которых не было ни одной пушки, чтобы ответить на залпы. Силы ирганайцев начала таять. Артиллерийским огнём они были выбиты из своих укреплений. Остатки ирганайцев рассеялись по окрестным лесам, а русская армия под командованием генерала-майора  Реута, как лавина двинулась в Ираганай, захватила село, и сожгла его дотла. Всё это произошло в 1838 году.

В битве за Ахульго, произошедшем  в июне-августе 1939 года, ирганайцы принимали самое активное участие. Из них отличились своей отвагой и мужеством Бала Мухаммад и Мухаммад Султан.

Балал Мухаммад был комендантом Шулалъул гох (укреплённого холма). О нём его современники слагали легенды и стихи. Русские предприняли пять штурмов Ахульго. При каждом штурме Балал Магомед убивал по сто врагов. В одном из боёв осколки артиллерийского снаряда попали ему в обе руки, в область предплечья. Руки остались висеть на лохмотьях кожи и мяса. Мухаммад присел, наступил ногами на обе руки и резко встал, оторвав тем самим свои руки. Затем лёг на спину и ногами начал толкать, катить вниз по склону заранее приготовленные большие камни, навстречу наступающим врагам.

Потерявшего сознание Балал Мухаммада русские взяли в плен. Перевязали раны и привели к генералу Граббе. Генерал похвалил героя и положил в рот кусок сахара. Мухаммад рассосал сахар до жидкого состояния и выплюнул генералу в лицо. Вот так скончался ирганайец, герой Ахульго Балал Мухаммад.

В 1839 году, после того, когда Шамиль Имам отправился в Чечню, в Ирганай прибыло войско состоящее из жителей Араканы, Аймаки, Чугли, Кахабросо, Кутиша, Казанище и Дженгутай. Так называемое – Юртовское войско. Они ночью скрытно подошли к селу и окружили его со всех сторон.

Утром, ничего не подозревающие жители Ирганая начали выходить из домов. Каждый, кто открывал дверь своей сакли, падал на порог сражённый пулей. Ирганайцы поняли в чём дело и открыли огонь из окон своих домов по наступающим.

Один из нападавших крикнул: - «Ну-ка, ирганаец, выставь свой кинжал в окно!» Ирганаец выставил кинжал лезвием вперёд. Раздался выстрел, пуля попала прямо в центр лезвия кинжала, так что  пуля рассеклась попалам, и половинки ударились в разные места стены.

В тот день, когда жители обороняли село,  домой возвращался ирганаец, который был в отъезде. Его звали Х1осенил Мух1умил Х1осен. Подойдя к селу, он увидел что село окружено и потихонечку начал отходить к реке Аварское Койсу. Нападавшие заметили его и открыли по нему огонь. Но Х1осену удалось прыгнуть в реку, и часто ныряя,чтобы пули не попали ему в голову, поплыть вниз по течению. Под Унцукулем он вылез из воды и побежал звать на помощь унцукульцев. Те откликнулись на зов, собрали отряд и выдвинулись на выручку ирганайцев. Когда унцукульцы подоспели на помощь, ирганайцы вышли из укрытий и начался кровавый бой. Юртовское войско оказалось между унцукульским отрядом и защитниками Ирганая. В ходе боя погибло большинство из юртовского войска. Немногим удалось спасти бегством. В ходе сражения с Унцукульской стороны погиб только один человек, который был глуховат. Во время преследования убегающего в панике врага, он не услышал команды остановиться и продолжил преследование, что в конце концов остался один. Он гнал их до самого Аракани. Когда убегающие заметили единственного преследователя, остановились и убили глуховатого гонителя.

Ирганайцы похоронили убитых врагов на высоком берегу реки Аварское Койсу, над местностью «Сугъат», на востоке села. Это кладбище называлось Араканским. Теперь  араканское  кладбище находится на дне водохранилища Ирганайской ГЭС.

С какой целью это войско напало на Ирганай не ясно. Одни считают что, это войско послал мехтулинский хан, чтобы присоединить эти земли к своим владениям. Другие считают, что это затеяли араканцы, которые хотели захватить себе эти благодатные земли.

Казалось бы, село захватить не требует большого труда, так-как Ирганай был недавно сожжен и разрушен русскими войсками под командованием генерал-майора Реута, и жителей осталось мало. Но враги просчитались.

За оказанную помощь в разгроме врага унцукульцам ирганайцы подарили земли в местности «Кушмата», где сейчас находится посёлок Шамилькала.

В древние времена на этом месте, на холме Урдашил гох1 (где сейчас находится больница) было село унцукульцев «Кушмата». На место современного Унцукуля кушматинцы перебрались, спасаясь от чумы, начавщейся в Ирганае. Теперь унцукульцы получили свои бывшие земли обратно.

В 1840-х годах Имам Шамиль одержал ряд блестящих побед над русскими войсками, взяв двенадцать вражеских крепостей.

В 1848 году отступающие русские части под командованием генерала Пассека вступили в крепость Зирани, что находится на противоположном берегу от Ирганая реки Аварское Койсу. Ирганайцы и мюриды Шамиля сделали укрепления напротив крепости, в местности «Галан» и «Гъванзу» на ирганайском берегу реки. В ущелье, где была дорога в с. Балаханы находился наиб Хаджи Мурад с войском. Началась осада крепости. При попытке русских вырваться из крепости в сторону местности «Бурлъи», что находится на западе от Зирани, из укрепления Галан шамилёвские артиллеристы открывали пушечный огонь по прорывающимся, и русским приходилось бежать обратно в крепость. При попытке вырваться с восточной стороны, огонь открывала артиллерия, которая находилась в «Гъванзу». В крепости начался голод и болезни. От голода русские съели всех своих лошадей. Умерли много оборонявшихся крепости. У русских служил гимринец по имени Исмаил, который имел офицерский чин. Он являлся шпионом Имама Шамиля. Шамиль поручил ему спасти генерала Пассека, так-как для Шамиля он был бездарным генералом, с которым нетрудно было воевать. Гимринец успешно справился с этим заданием. Мюриды дали русским прорваться из крепости. Из Зирани жалкий русский отряд , весь в лохмотьях, направился через перевал Шишилик в сторону Темирхан Шуры. 17 декабря навстречу ему двинулся на выручку отряд генерала Гурко. С большим трудом, еле живыми царские солдаты дошли до Темирхан Шуры.

Вот, что передаётся солдатская песня  (приписываемая генералу Пассеку) о тех лишениях, которым подвергался отряд во время блокады:

Мы рогатую скотину

Всю в конец перевели

Стали есть мы лошадину

Варили её, пекли.

 Вместо соли мы солили

Из патронов порошком

Сено в трубочках курили

Распростившись с табачком

Обносились, оборвались

С плеч валилось всё долой

Тут то мы хлопот набрались,

Чтоб управиться с зимой.

Мы рогожки подстилали

Вместо бурок и плащей

Ноги в кожи защивали

После Съеденных коней.

Находящаяся на местности «Болъодухъ», башня Бурундук, которая защищала сообщение Аварии с плоскостью, тоже была захвачена и разрушена мюридами в 1843 году.

В восстании, вспыхнувшей в 1877 году в Дагестане против гнёта царских поработителей, ирганайцы принимали активное участие. После подавления восстания русской армией, руководители повстанцев были повешены, а участники были посажены в тюрьмы и отправлены в ссылку. Находясь на ссылке долгое время, семьи ссильных из дагестанских сёл породнились между собой. Ссилный из Гоцатля Сурхайил Мухаммад женился на дочери ссильного ирганайца Али рода Малачиевых.

Так у гоцатлинца Сурхайил Мухаммад и ирганайки Алил Патимат родился сын Мухаммад, который по возвращении из ссылки, прожил в Ирганае до 96 лет. По происхождению Сурхайил Мухаммад был курайшитом из рода пророка Махаммада (с.г1.с.). Он был потомком дяди пророка Гамзы и Абаса. Древняя бумага с его родословной до сих пор находится в целости, правда, в очень ветхом состоянии. Когда в Ирганай пришли большевики, Мухаммад закупорил бумагу с родословной в бутылку и замуровал в стену. Была доставлена оттуда его потомками в наши дни. Потомки рода Хамзы и Абаса — дядей пророка, до сих пор живут в Ирганае.

Дата переселения Сурхайхана 1092 г. Х – 1680 С.Г. Родословная Мухаммеда сына Сурхая из Гонода, проживающего в Гоцатле. (Был Сурхайхан из рода Хамза и Мухамедхана из рода Абасса дяди пророка, да благословит его Аллах)!

И пошли благодарные сыновья Мухаммедхана в вилаят Гид и Пандалал и представили жители Гид ему землю Голотль и жил он и его род там много лет….

И они попросили вторично у них и представить Гид землю Телетль и Кандалал, место вышли ….. среди братьев …. И пошел в Гонода и пошел…… и Алихан пошел в Гоцатль, затем род Гамзата и Абасса которые получили землю в Хунзахе и происхождение его оттуда и причина переселения к ним из Кумуха ….

Сурхай и его отец Сулейман и его отец Алибек Мухума и его отец Алибег и его отец Сурхайхан, а они из эмиров и сеидов. А для завершения его (документа) закрепили печатью….

Гандих начальник Абакар сын Таха, кади Абдулмумин сын Максуда  Дибира, и начальника Али сын Мухаммада, и Арбули сын Мухаммада Салим сын Мухамама из Гандиха.

В 1882 году в Ирганае было 170 дворов. Население составляло 606 человек. Из них: мужчин- 290 чел., женщин – 316 чел., офицеров – 6 чел., сироты – 4 детей, старшина – 1, кадий – 1, депутатов – 3, мечетей – 2, лошадей – 10 голов, мулов и ослов – 201 голов, крупнорогатого скота – 61 голов, овец – 1900 голов, буйвол – 1 гол.

30 января 1904 года император Николай II обратился к кавказским горцам, желающим идти на войну с Японией.

В    связи с обращением был выработан проект о создании Кавказской конной бригады, состоящей из Терско-кубанского и 2го Дагестанского конного полка, формируемого исключительно для участия в войне с Японией. В полк зачислились добровольцы из числа кавказских горцев, не несущих воинской повинности и частично из действующего Дагестанского конного полка.

В этот полк записались добровольно 19 ирганайцев. Среди добровольцев был ирганайец Сайгидул Батал, сын Шапилава, который отличался особым героизмом и отвагой.

Сформированный в кратчайшие сроки, 2-й Дагестанский конный полк 24 мая 1904 года шестью эшелонами выступил с железной дороги г. Порт-Петровска на Дальний Восток.

Полк прославился своими боевыми делами буквально с первых дней войны, активно участвовал в многочисленных боевых действиях, начиная от перестрелок до отчаянных, смертельных атак. В истории русско-японской войны действия дагестанцев представлялись отважными и героическими. Не было случая, когда полк не выполнил поставленную задачу или выполнил его некачественно.

О подвигах ирганайца Сайгидул Батала поэты слагали песни. Одна из них песнь-элегия Чанки (Тажудина) из Батлаича «Сайгидул Баталиде».

«Пока товарищи вооружались

Против сотни дрался Сайгидул Батал

Пока сослуживцы седлали коней

Трофеи собирал смельчак удалой» - писал о нём поэт.

Однажды, когда русские и японские войска построились друг – против друга чтобы пойти в атаку, конь Сайгидул Батала вдруг рванулся из строя и поскакал на врага. Батал обнажил саблю и бросился один в гущу японского войска, и начал рубит врага направо и налево. Японцы открыли по нему огонь. Успев отрубить трёх самураев, герой – одиночка упал сражённый пулей. Так погиб храбрец из Ирганая.

С 1902 по 1906 год в Ирганае жил и преподавал в медресе известный лирик, поэт Чанка (Тажудин) из Батлаича. Ряд произведений поэта связан именно с жизню этого села. К нему в гости часто приезжал поэт Махмуд из Кахабросу. Кунаком Махмуда здесь был ирганаец по имени Гамзат Готол Магомед, отличавшийся виртуозной игрой на пандуре. Каждый приезд Махмуда был праздником для сельской молодёжи.

Гамзат  Готол Магомед устраивал пиршества по поводу приезда поэта, угощая медовухой, которой у него водилось в изобилии, так как обладал пасекой. Пандур ходил по кругу молодёжи, пели песни Махмуда и Чанки.

В то же время в Ирганае жила женщина по имени Патимат. Сельчане звали её Адаба. Она обладала редким даром сочинять стихи. Ей не надо было думать, чтобы сочинять. Слова сами стихами выходили из её уст. Она даже ругалась стихами и била при этом бубен. Каждый раз, направляясь домой через годекан, Адаба бросала стихотворные строки в адрес сидящих на скамейках и поднимала весёлый смех. Ирганайцы до сих пор помнят её стихи.

Революцию 1917 года ирганайцы приняли по разному. Были люди примкнувшие к Махачу Дахадаеву и люди вставшие на сторону имама Нажмудина Гоцинского.

На стороне имама Нажмудина служили Хажиясул Мухаммадил Хажи, Дибирхума, Нурмахаммад и др.

На стороне большевиков в отряде Махача Дахадаева воевали красные партизаны Заргалаев Абдулгамид, Муртазалиев Абдулгамид, Магомедов Али и другие.

После Октябрьской револиции 1917 года, и после Кавказской войны немало ирганайцев эммигрировались в Турцию и Сирию. Среди них были Шейх устаз Шарафудин из Кикуни, который жил в Ирганае и был женат на ирганайке, и предки известного на весь мусульманский мир богослова, просветителя Абдулы Дагестани.

Абдула Дагестани жил в Дамаске. Слушать его проповеди и наставления приходили арабы и не только арабы всего Дамаска и Сирии.

После смерти его похоронили в своем доме. На могиле построен мавзолей. Люди совершающие зиярат на его могилу оставляют там свои пожертвования. Эти пожертвования идут на благотворительные цели. Дочь Абдулы Мадихат занималась благотворительностью. Она финансировала турецкую строительную фирму, строившую центральную мечеть в Махачкале, на проспекте Шамиля. Скончалась Мадихат в почтенном возрасте, в 204 году.

После Октябрьской революции, в 1921 году в селе был создан Ревком, первым председателем которого был Газиев Магомед. Членами ревкома были Кихасуров Магомед, Чукаев Мусалмагомед и Халаков Магомед.

В 1926 – 27 г. была создана партийная организация. Секретарём был Кихасуров Магомед, членами – Омаров Курбан, Магомедов Али и Сулейманов Пайзудин.

В 1928 году была создана комсомольская организация. Секретарём комсомольской организации стал Алиев Гусейн, с 1929 года Омаров Шейхав.

В 1918 – 1920 годы в селе была открыта начальная школа представителем Хунзахского округа писателем Асадулой Магомедовым. Детей учили сначала читать и писать по-арабски, по-турецки, а потом и по латыни. Первым учителем школы был Абдуразаков Магомед. В 1936 году в Ирганай приехала первая русская учительница Елизавета Матвеевна Семенюк.

В 1928 – 1930 годы была создана сельскохозяйственная артель, под председательством Гусейнова Ахмеда.

В артель вошли Газиев Магомед, Кихасуров Магомед, Абдулаев Магомед, Омаров Курбан и другие. За артелью прикрепили десяток гектаров земли, 6 голов крупного рогатого скота. Первой дояркой артели стала Гасангаджиева Загидат, первым чабаном – Алиев Зиявудин.

В 1930 году был открыт фруктово-консервный цех, руководителем которого был Банка-Али из села Хаджалмахи.

В Ирганае издавна жили образованные люди, ученые  арабисты. К ним относились Алидибиров Магомед и Заргалаев Абдулгамид. Оба были объявлены врагами народа. Решением приговора суда тройки бывший соратник и товарищ Махача Дахадаева учёный Алидибиров был отправлен на погибель. Бывшему красному партизану Заргалаеву Абдулгамиду пришлось скрываться в течении нескольких месяцев, пока вся шумиха не уляжется.

В это же время были репрессированы несколько хозяйств. Семьи Джамалудиновых и Лабазановых власти раскулачили и сослали в Киргизию. Некоторых крестьян раскулачили, но из села не выслали.

17 марта 1939 года на базе отнятого у людей в процессе раскулачивания скота и земель в селе был создан колхоз имени Свердлова. За колхозом было закреплено 70 га земли, 60 голов крупного рогатого скота и 1000 голов мелкого рогатого скота.

Постепенно в селе создали начальную, семилетнюю и восьмилетнюю школы. Открылся магазин и детский сад.

 Великая Отечественная война и наши земляки.

Уже начиная с 1939 года юношей села Ирганай отправляли в армию, страна находилась в опасности, началась вторая мировая война, частью которой стала и Великая Отечественная война.

Ужасы войны! Когда их забыт! На фронт были отправлены 93 ирганайцев, вернулись домой 36.

Были мужчины и старше, которых не отправили на войну: Абдулатипов Жалалудин, Заргалаев Абдулгамид, Гамзаев Гамза, Омаров Шайих, Омаров Курбан, Магомедов Гаджи, Дибиров Магомед, Дибиров Гамзат, Умардибиров Дибирхума, Нажмудинов Магомед. Они по возможности помогали женщинам, детям, поддерживали односельчан.

В это тяжелое время руководила школой Елизавета Матвеевна. В школе преподавал уроки профессор Варшавского Университета Бельгов. Он сбежал из захваченной немецко-фашистскими войсками гор. Варшавы и жил в Ирганае вместе с женой, дочерью и бабушкой.

Столько бессонных ночей, столько забот, столько сострадания. Лиза Матвеевна добивалась материальной помощи со стороны районного руководства. Благодаря мудрости, сильному характеру русской женщины школа не закрывалась ни на один день, в классах шли занятия. Вчерашние ученики заменили тех, кто ушёл на фронт. Работали здесь Сулейманов Магомед, Сулейманов Пайзудин, Заргалаев Магомед.

Перед войной ирганайцы рыли окопы у Терека. Рыли окопы из нашего селения Имангазалиев Магомед, Гебеков Магомед, Амирова Хадижат, Абакаров  Магомеднаби, Гаджиева Патимат, Сурхаева Патимат, Бисриева Айшат. В этот же период колхозом руководил Гамзаев Гамза, работал фельдшером Нажмудинов Магомед. Довоенные годы работал также в партийной организации Омаров Курбан.

Как же чувствовали дети во время войны? Ходили в школу голодные, холодные, питались фруктами, травами.

После окончания Великой Отечественной войны колхоз им. Свердлова был переименован в совхоз Ирганайский. Был расширен и модернизирован фруктово-консервный завод. Многократно увеличилась площадь садов. Пустовавшие майданы были обсажены фруктовыми деревьями. Действовала большая молочно товарная фирма. Восьмилетняя школа стала средней, с одиннадцатью годами обучения. Выпускники школы учились в техникумах и ВУЗах страны. Улучшилось качество жизни.

В 80х годах XX века началось строительство Ирганайской гидроэлектростанции на реке Аварское Койсу. В связи с этим правительством Дагестана было принято решение переселить ирганайцев на другое место для постройки нового села, так как село Ирганай попадал в зону затопления водами водохранилища Ирганайской ГЭС. Для строительства нового села было выделено место в двух километрах от старого Ирганая, выше по течению реки.

Люди потихоньку начали переселяться на новое место. В начале переселенцы сами строили себе дома на новом месте. Потом подключилось и строительно-монтажное управление, и разные малые предприятия. В течении 30 лет сначала строительства ГЭС и посёлка Новый Ирганай, численность жителей села увеличилась за счёт прироста населения. Из-за этого земельных участков для планировки строительства жилых домов стало не хватать. Родители отдавали своим повзрослевшим  детям свои новые дома для обзаведения семьёй и хозяйством, а сами остались жить в полуразрушенном старом селе, так как старый Ирганай только наполовину ушёл под воду. В верхней части старого села до сих пор живут люди.

За 30 лет работы строительство Ирганайской ГЭС было завершено. Председатель правительства РД Ш. Зайналов 28 апреля 2008 года утвердил акт о готовности водохранилища Ирганайской ГЭС и наполнению до отметки НПУ 547, о метров, т.е. до проектной отметки, но при этом не поставил дату утверждения. В этом акте указано, что затапливается 407 га, вместо 919 га по факту, из которых только сельхозугодий более 500 га. Несмотря на то, что в акте сказано, что средства по подготовке ложи водохранилища освоены, и работы водохранилища освоены и работы выполнены в полном объёме, на сегодняшний день остаются десятки жилых домов, где проживает местное население, которому не выплачены компенсационные средства, не выделены планы под строительство жилья и идти им некуда. Жители неоднократно письменно и устно обращались к президенту РД, в МЧС РД с требованием выплатить населению все компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Никто из вышеуказанных чиновников не отозвался на зов народа.

28 мая 2008 года село Ирганай  ушло под воду водохранилища Ирганайской ГЭС вместе с садами, полями, лугами, пастбищами и другими инфраструктурами. Ирганайцы лишились всего, что у них было. У ирганайцев теперь нет работы. Им негде выращивать сельхозпродукцию и пасти скот. Фруктово-консервный завод, который ушёл под воду, заново не отстроили на новом месте, хотя место для этого выделено. Молодёжь уходит из села в поисках работы.

Перед началом строительства Ирганайской ГЭС в 1980-х годах был выпущен ряд постановлений, согласно которых 960 хозяйств должны быть переселенцы в связи с угрозой затопления. Постановления принимались и в 90-е и в 2000-е годы, были выделены средства на компенсации за потерю жилья и имущества, санитарную очистку окружающей местности. Однако эти средства к жителям в полном объёме не попали. Вместо восстановления сельхозпроизводства была предусмотрена выплата пожизненно наследуемой рентной платы , в связи с отсутствием свободных земель для восстановления сельхозпроизводства по принципу «га» за «га». Всё это было закреплено Постановлением Правительства РД и другими                                                                        нормативными актами. Однако всё это остаётся невыполненным.

После затопления местные жители риска попытались проводить акции протеста. Именно тогда в Унцукульском районе силовые структуры начали проводить контртеррористическую операцию. Вдоль дороги, ведущей в соседнее село Балаханы, военные поставили боевые машины, стали производить обстрел леса,  где никого не было, «зачистки» и задержания людей. Всё это делалось для запугивания местного населения, чтобы ирганайцы прекратили акцию протеста. Будете возмущаться — быстро найдём  у вас боевиков.

Теперь ирганайцы живут в посёлке Новый Ирганай, где им выделили по 12 соток на семью для постройки дома и огорода. Некоторые люди сами, на свои же средства, без поддержки государства, построили террасы на неплодородных землях, вдали от села. Огородили эти террасы, посадили тут фруктовые деревья,  по шлангам провели воду из мелких ручейков, которых временами высыхают.

На этой печальной ноте завершается описание истории некогда могучего «Хатем ал Джабали», блистательной столицы «Сахиб ас Серира» - обладателя золотого трона, древнего дагестанского города Ирган.

Этот материал по истории Ирганая собрал из разных источников и выложил на суд читателя ирганаец Дибиров Магомедгаджи Абдулаевич

25 июня 2014 года.

368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2016 www.fatiha.ru

بسم الله الرحمن الرحيم

بسم الله الرحمن الرحيم

 ПАМЯТНЫЕ МЕСТА  ۝  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ  ۝  ЗИЯРАТЫ